Найти
20.04.2024 / 15:304РусŁacБел

Кто тот человек, на месте дворца которого Лукашенко поставил свою любимую резиденцию? И почему его имя выбили золотыми буквами в Лувре?

Михал Тышкевич был одним из самых серьезных коллекционеров античности в мире и получил уникальное разрешение на раскопки в Египте. Он держал свои коллекции в Логойске, Риме и Вильнюсе. Что стало с ними? Рассказывает кандидат социологических наук Алексей Ластовский.

Фотография мюнхенской студии Брукман. Музей Кретинги, Литва. Фото: limis.lt

Граф Михал Тышкевич происходил из известного аристократического рода, который дал нашей земле несколько известных государственных деятелей и ученых.

Этот род имел две основные ветви. Преимущественно у нас знают логойских Тышкевичей, самые знаменитые из которых — братья-ученые Евстахий и Константин, которые жили и работали в XIX веке. Но издавна существовала и другая ветвь рода Тышкевичей, которая традиционно владела землями на территории современной Литвы — от радзивилловских бирж до курортной Паланги.

Один из представителей этой отрасли, Юзеф Игнатий Тышкевич, в конце ХVIII века купил белорусский городок Воложин и построил там величественный дворец и каменный костел (оба здания сохранились до нашего времени). Он так полюбил это местечко, что сделал его своей основной резиденцией. Продолжали там жить и его потомки. Сын Юзефа Игнатия Михал, дед нашего героя, набрал за свои деньги полк и возглавил его в наполеоновской кампании. Отца же нашего героя назвали по семейной традиции Юзефом. Особыми заслугами он не отметился, хотя был маршалком шляхты Ошмянского уезда.

В семье Юзефа Тышкевича в Воложине в 1828 году и родился Михал, старейший сын в семье. На формирование его мировоззрения явно оказало влияние пример выше упомянутых братьев Евстаха и Константина Тышкевичей, которые были родственниками, хотя и из другой ветви рода. И с ними поддерживались контакты.

Пока Михал учился в Виленской гимназии, логойские Тышкевичи начинают организовывать первые археологические раскопки на Борисовщине и создавать свои первые музейные коллекции. Михал также поддерживал эти начинания, а в 1856 году стал одним из основателей Виленского археологического общества. Его интерес к этой науке и даже уже определенные успехи в ней подтверждаются принятием в качестве почетного члена в Императорское археологическое общество в Санкт-Петербурге в следующем году.

Два хобби графа Тышкевича

Накопленные предками семейные богатства позволяли Михалу Тышкевичу иметь хобби, которые требовали вложения немалых средств. В своем имении в городке под Минском — том самом, где сейчас любимая резиденция Александра Лукашенко (сейчас это называется Острошицкий Городок) он в 1855 году поставил каменный неоготический дворец на берегу озера. Для отделки дворца граф Михал приобрел в Кенигсберге набор мебели, которая ранее принадлежала королю Речи Посполитой Августу II.

В этом самом дворце Тышкевич собрал свою первую важную коллекцию польских монет. Правда, этот нумизматический сбор вскоре был продан еще одному известному коллекционеру из наших земель Эмерику Чапскому. В Лондоне Тышкевич приобрел и много вещей для заложенной им во дворце картинной галереи, где среди прочих, если верить описаниям, находились произведения таких знаменитых художников, как Рафаэль, Ганс Гальбейн и Франсуа Буше.

Альберт Жаммет. Интерьер дворца в Острошицком Городке. 1872 год. Национальный художественный музей имени Чюрлениса в Каунасе (Литва). Источник: wikimedia.commons

Читайте также: Лукашенко живет в настоящем магнатском дворце

Другой страстью Михаила Тышкевича была охота. Ей соответствовала и его почетная должность ловчего Великого Княжества Литовского. В 1860 году Михал отправился аж в африканский Алжир, чтобы поохотиться там на Львов.

Но это путешествие не очень задалось, и упорный охотник на следующий год направляется уже в Египет, прихватив с собой специальные ружья и охотничьих собак. Тогда эта страна воспринималась как рай для охотников. Здесь наш граф, например, встретил английского аристократа лорда Дэвида Лонсборо, который привлек с собой изумительный пулемет, из которого одним залпом можно было убить целую дюжину гусей.

Но главным итогом поездки на охоту в экзотическую страну стало совсем другое. Это путешествие еще больше втянуло Михаила Тышкевича в увлечение его молодости и дало возможность реализовать амбиции археолога.

По Египту с фирманом

Аристократа из не слишком известных там земель в Египте приняли чрезвычайно дружелюбно, так как как раз в то время разрабатывался проект Суэцкого канала.

Хитрые египтяне рассчитывали на то, что таинственный состоятельный гость может щедро поддержать эту инициативу. Только этим можно объяснить тот дивный факт, что во время личной аудиенции египетский вицекароль Мухаммед Саидпаша сделал своему собеседнику необычный подарок — фирман (разрешение) на осуществление раскопок на территории всего Египта.

Табурет, найденный Михалом Тышкевичем в раскопанном склепе египетского аристократа времен XVIII династии. Хранится в Национальном музее в Варшаве. Фото: cyfrowe.nmw.art.pl

Подарок был щедрым потому, что к тому времени египтяне уже поняли, что европейские археологи безвозвратно вывозят из их страны древние исторические ценности, поэтому ввели строгий запрет на раскопки.

Единственным монополистом в этом деле был французский археолог Огюст Мариет, которому была поручена ответственная миссия создания Египетского музея. Свои музейные собрания Мариет, кстати, показывал и Тышкевичу. А с получением фирмана тот также получил возможность собирать артефакты для уже собственного музея.

Особое впечатление на графа произвел прием у российского посла (помним, что на тот момент он был подданным Российской империи), где проходила торжественная церемония развертывания трех древних мумий (раскопки в Египте были запрещены, но черный рынок никто не отменял). На одной из мумий Тышкевич лично нашел золотого жука-скарабея, на другой-деревянный лук. Эти «находки» российский посол ему и презентовал, ведь богатый аристократ повсюду пользовался большим уважением.

После Михал Тышкевич по Нилу на корабле из египетской столицы Каира отправился на юг страны, где охотился на львов и посещал руины храмов. Неподалеку от храма бога Амона в городе Карнак новоиспеченный археолог поставил палатку, нанял команду копателей и тщательно записывал все свои находки. А они были богаты. Работники графа сразу же нашли клад жертвенных артефактов, среди которых была и золотая фигурка Амона.

Статуэтка из египетской коллекции Михаила Тышкевича: богиня Изида расправляет крылья над Богом Озирисом. Хранится в Лувре. Фото: louvre.fr

На другом берегу Нила исследователей манил легендарный некрополь Фив, но Тышкевича туда не пускали даже с его фирмой. Пришлось подкупать местных охранников и копать ночью. Как было записано в дневнике графа, «совесть меня мучает, но антикварная жилка победила, уже мечтаю о мумиях и саркофагах».

Действительно, эти сокровенные и нелегальные раскопки оказались весьма продуктивными: вскоре были найдены две мумии XXI и XXII династий, одна из которых была украшена золотыми пекторалями и браслетами.

Чуть позже он открыл аристократический склеппохоронку XVIII династии, до которого каким-то чудом ранее не добрались грабители. В нем находились четыре саркофага, табурет-а на нем фаянсовая мисочка, декорированная лотосами, на которой сохранились остатки пищи. Когда Михал Тышкевич развернул одну из мумий, то нашел папирус «Книги Мертвых» (Так назывался сборник египетских гимнов и религиозных текстов, который ложился в гробницу покойного), предназначенный для няни обожествленной египетской королевы Ахмес Нефертари, матери фараона Аменхотепа и, с набором инструментов для письма на папирусе.

Не гнушался граф и покупкой древних артефактов у местных арабов, исправно грабивших наследство фараонов. Но здесь не обходилось и без проколов: как позже выяснили ученые, несколько мумий, проданных Тышкевичу, были сфабрикованы продавцами специально для продажи наивным европейцам.

«Статуя Тышкевича», Лувр. Фигура священника покрыта магическими формулами, в руках он держит Стеллу «Гор на крокодилах». Статую древние египтяне использовали в магических ритуалах врачевания, нужно было полить ее водою и после ту воду выпить уже как средство от укусов змеев или скорпионов. Эту статую Михал Тышкевич приобрел незадолго до своей смерти, и Лувр выкупил ее на аукционе. Она получила неформальное название в честь знаменитого коллекционера, который очень обогатил собрания французского музея. Фото: Louvre

Находки — в Лувре

После возвращения из Египта значительную часть своих находок граф передал в подарок парижскому Лувру. Этот поступок не был хорошо воспринят на его родине, так как виленские любители археологии явно рассчитывали, что египетские находки попадут в здешний музей. Поэтому относительно Михала Тышкевича и его недостаточного патриотизма пошли играть разные неприятные слухи.

Но истинную мотивацию подарка египетских находок не землякам, а известному французскому музею выложил в личном письме к Константину Тышкевичу сам Михал. Она была прагматична « « так много мер и работы я делаю не ради развлечения, а ради науки. Если эти находки привезти в Литву, где иероглифов никто читать не умеет, то они станут необычными достопримечательностями, а если попадут в руки современных французских Шампальонов (Жан-Франсуа Шампальон (1790-1832) — французский археолог, который в 1822 году открыл тайну египетских иероглифов и научился их читать), то это будет услуга науке».

Портрет Михаила Тышкевича авторства Ореста Картаццо. Источник: wikimedia.commons

Впрочем, о родине археолог совсем не забыл: Виленский музей древностей все же получил более 250 находок из Египта. Остальную часть приобретенных египетских артефактов Михал Тышкевич раздарил своим родственникам, представителям многочисленного и богатого рода. Понятно, что в первую очередь он позаботился о Логойском дворце, где усилиями братьев-ученых был создан уникальный музей. Туда попал, например, и вышеупомянутый папирус из «Книги мертвых».

Следует также учитывать, что политически те времена были сложны, и собранным на территории литовско-белорусского края сборам грозила опасность. Чуть позже, после восстания 1863-1864 годов, Виленский музей древностей будет царскими властями уничтожен, а многие частные коллекции изъяты, и след некоторых из них впоследствии погиб.

В центре античного мира

После возвращения из Египта выяснилось, что после смерти своего дяди Михал Тышкевич унаследовал и биржанскую родовую ординацию. Это еще больше увеличило и так огромные семейные имения, что позволило Михалу в полной мере отдаться археологии и коллекционированию. С этой целью он уехал в Италию — центр античного мира.

Эмиграции поспособствовала и напряженность на личном фронте: граф как раз влюбился в молодую француженку и фактически бросил свою жену, Марию из родов бердичевских Радзивиллов, которая родила ему четырех детей. В здешнем обществе таких поступков не простили, поэтому лучше было находиться от него на дистанции.

В 1863 году археолог приобрел под Неаполем роскошную виллу Лючия, которая ранее принадлежала неаполитанскому королю. Хотя Тышкевич, очевидно, купился не столько на историю виллы, сколько на ее месторасположение рядом с древними, засыпанными в древнеримскую пору вулканическим пеплом Везувия Помпеями, где в то время как раз шли громкие на весь мир раскопки. Но подступиться к Помпеям Тышкевичу не дали, хотя он предлагал профинансировать за свой счет раскопки целого квартала. Согласно его более поздним воспоминаниям, и здесь господствовала повсеместная итальянская мафия.

Исследования других неаполитанских окрестностей особого результата не дали, и разочарованный граф после того перебрался в Рим, где провел остаток своей жизни. Здесь он получил разрешение на раскопки и несколько лет исследовал знаменитую Аппиеву дорогу, проложенную в IV веке до нашей эры, пока итальянское государство не взяло исследование этого объекта под свой контроль.

Коллекция, равная музею

Поскольку археологическая карьера перестала складываться, граф полностью переключился на роль коллекционера античных древностей. Его квартира в Риме стала знаменитой на всю Европу.

Первый руководитель итальянского директората античностей и искусств Феличе Бернабеи неоднократно ее посещал, а после писал: «Это был своего рода музей… где почти каждый день после обеда встречались наиболее компетентные в деле античностей лица, чтобы подивиться на уже экспонированные ценные предметы или новейшие покупки, которые граф демонстрировал удивленным приятелям».

Экспонаты в коллекции Тышкевича были обработаны по тогдашним научным стандартам и находились в специальных витринах, которые после смерти графа были закуплены итальянским государством для музея римских термов (бань). Также коллекционер вел детализированный каталог своих приобретений, которому по точности могут позавидовать и многие современные музеи.

Ядром коллекции Тышкевича был на тот момент один из лучших в мире сбор античных гем — круглых или овальных ювелирных камней с вырезанными изображениями. Свою коллекцию мраморных скульптур граф продал датскому пивному магнату Карлу Якобсену, и она стала основой знаменитой глиптотеки (сбора античной скульптуры и резьбы) в Копенгагене.

Собирал Тышкевич и античные вазы. Его заслуги на этом поле отмечены, среди прочего, тем, что неизвестный художник греческих ваз, творивший в V веке до нашей эры, теперь называется «художником Тышкевича». Стало так потому, что именно в сборах графа находился кратер (древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой) с отражением событий Троянской войны работы этого художника. Сейчас этот кратер-один из наиболее ценных экспонатов музея изобразительных искусств в американском Бостоне.

Кратер из художественного музея Бостона. На этом весе отражены стычки Троянской войны. С этой стороны вазы показано, как вдохновленный Афиной Ахиллес (слева) побеждает эфиопского царя, союзника троянцев Мемнона, который падает в руки своей матери Эас, богини зари. Автора этой вазы назвали» художником Тышкевича», другие расписанные им вазы разбросаны по музеям мира. Фото: collections.mfa.org

В 1870 году Тышкевич добился от российского императора разрешения на развод с женой, после чего сразу же отказался от биржанской ординации в пользу своего старшего сына Юзефа. Сын должен был за то выплачивать отцу ежегодную ренту, но жил Михаил Тышкевич не только с того. Значительную часть доходов ему давал перепродажа археологических ценностей.

Граф постоянно стремился совершенствовать свои сборы и охотно перепродавал те вещи, которыми уже не горела его душа. Среди постоянных клиентов коллекционера были французский император Наполеон III (который свои покупки обычно передавал в Лувр) и его двоюродная сестра, хозяйка Парижского светского салона Матильда Бонапарт.

Судьба коллекций Тышкевича

После смерти Михаила Тышкевича в 1897 году его римская коллекция была распродана. «Если бы его сборы не были разошлись, то ни один коллекционер-знаток не мог бы с ним сравниться: ни римские кардиналы XVI века, ни миллионеры века нашего», — писал Вильгельм Фронер, хранитель Лувра и личный советник Наполеона III.

Портрет Михаила Тышкевича авторства Франсуа Одибрана. Национальный художественный музей Литвы. Фото: limis.lt 

Где же можно найти следы бывших богатых коллекций Михаила Тышкевича сегодня?

Дворец в Острошицком Городке — тот самый, где сейчас находится одна из резиденций Лукашенко, — унаследовал сын Михаила, Альфред Тышкевич. Многие ценности оттуда он перевез в виленский дворец. Некоторые из этих сборов впоследствии попали в ковенский художественный музей имени Чюрлениса.

Подаренная Лувру коллекция отчасти сохранилась, хотя часть статуэток из нее исчезла во время Второй мировой войны.

Находки, попавшие в Виленский музей древностей, были вывезены в Москву, и их след пропал. Возможно, они находятся сейчас в российском Государственном историческом музее.

Логойская коллекция, самая многочисленная по количеству экспонатов, попала отчасти в Варшаву и сейчас составляет часть собраний местного Национального музея.

Разбросанные по дворцам Тышкевичей подарки попали в литовские музеи. В 1992 году был найден египетский дневник Михаила, но, к сожалению, подготовленный им альбом находок с зарисовками исчез в Познани во время Второй мировой войны и до сих пор разыскивается учеными.

Если же говорить о коллекциях античностей Тышкевича итальянского периода, то они разошлись по музеям всего мира. Это и Лувр, и Британский музей, и американские сборы. Одно это дает представление, каким известным на весь мир ученым и коллекционером в свое время был наш земляк.

Читайте также:

Граф вярнуўся — выстава фотаў Бенедыкта Тышкевіча

Разгадана тайна колдунов графа Тышкевича

Маршрутам графа Тышкевіча

Nashaniva.com

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
32
Панылы сорам
3
Ха-ха
4
Ого
7
Сумна
14
Абуральна
19
2
Літвін/ответить/
20.04.2024
Калі гэтыя знаходкі прывезці ў Літву...- Тышкевіч. Разумны быў чалавекам. Літву зваў Літвою. А сёння, у 2024 годзе, 97% бедаруссаў не ведае ні роднай мовы, ні таго, што саманазва нашае дзяржавы Літва.
20.04.2024
A što, ehitecki "taburet" nia možna nazvać zedlikam ?
0
Gorliwy Litwin/ответить/
22.04.2024
класны артыкул, падрабязны, змястоўны і выдатна праілюстраваны. Вялікі дзякуй. Адна толькі лыжка дзёгця ў бочцы мёду: сцярджэнне ў загалоўку, што імя М. Тышкевіча выбілі ў Луўры золатам, ніяк не праілюстраванае і пакідае ўражанне гарадской легенды.
Показать все комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031