Найти
28.12.2023 / 20:093РусŁacБел

Цитата про «русский штык, русского учителя и русского попа» устарела?

Бывший православный священник Александр Шрамко, который после 2020 года живет в Литве, на своей странице в фейсбуке порассуждал насчет религиозности белорусов и влияния православной церкви на сегодняшнее белорусское общество.

В программе «Двубой» (кому интересно, ссылка в первом комментарии) Виталий Цыганков внезапно припомнил одно мое давнее заявление о том, что из всех считающих себя православными только 1% реально верующие, то есть практикуют свою веру и участвуют в богослужениях. При этом там слегка даже посмеялись над этой цифрой вдвоем с Петром Рудковским, который назвал ее «перегибом» и предложил свою: «плюс-минус 20%».

Для начала хотел бы поправить, что, если речь идет о ситуации двадцатилетней давности, то я скорее всего говорил даже о долях процента, а 1% это еще довольно оптимистическая оценка.

Я исходил не из какого-то своего внутреннего «узкого взгляда», как полагает Петр Рудковский, а фактической наполняемости храмов в воскресные дни, когда для реально практикующего прихожанина посещение храма считается обязательным.

Из 2 миллионов населения Минска, например, 1% это 20000 человек. Учитывая, что не все они верующие, православные, а также малолетних детей и совсем немощных, навскидку поделим на два и получим примерно 10 тыс.

Столько человек, даже с учетом двух литургий, не могли поместиться в тех храмах, что действовали на тот момент. Может сейчас и могут, но тоже сомнительно. Из 50 ныне действующих приходов Минска не так много имеют вместительные храмы, многие местятся во временных или арендованных помещениях, где на службе может присутствовать пара-тройка десятков человек.

Хорошо, пусть не один процент, а два-три (я добрый сегодня), но никак не 20%, по той же оценке их должно было быть где-то 200 тыс.

Напомню еще, что при самой оптимистической статистике посещаемость храмов на Пасху оценивается на уровне «плюс-минус» 10%, и это для храмов уже вавилонское столпотворение, причем подавляющая часть собственно в храмы даже не заходит: освятили яства и пошли.

Можем еще прикинуть и по Вильнюсу. За этот год, по данным миграции, временный вид на жительство выдан более 60 тысячам беларусов. Сюда не входят постоянные живущие в Литве, а также по рабочим и гуманитарным визам. Сотка наберется, думаю.

По данным той же миграции, две трети иностранцев проживает в Вильнюсе. Доля беларусов, учитывая значение для беларусов этого города и близость к Беларуси, явно больше. Опять же делим на два и получаем тысяч 30. Один процент — 300. Это очень неплохая цифра: на порядок больше это три тысячи — примерно во столько оценивается общая посещаемость храмов по всей Литве.

Все это касается не только беларусов. Припоминаю бодрые прогнозы насчет украинских беженцев.

Дескать, по всем расчетам «более верующие» украинцы просто тысячами заполонят храмы, намного больше, чем ныне число практикующих прихожан. А не видно их там только потому, что там поминают патриарха Кирилла. Вот будет Константинопольскй патриархат, то так и попрут.

И что же? Скромный беларуский приход пока остается самым большим из приходов Константинопольского патриархата в Вильнюсе.Я уж не говорю про то, что само по себе хождение в храм это не показатель осознанной веры, а также то, что на службе всегда заметна доля людей вообще случайных.

Какие из этого выводы? Влияние церкви на общество крайне преувеличено. Причем как властями, так и оппозицией. Одни придают большое значение «поддержке верующих», другие возлагают главную вину в распространении «русского мира», цитируя избитую цитату про «русский штык, русского учителя и русского попа». Цитата тех стародавних времен, когда «русский поп» еще что-то значил в жизни.

У властей, правда, все же есть какой-то резон: важна не столько поддержка самих верующих, сколько иерархии, чтоб можно было показать как раз малоцерковным людям: мол, смотрите — церковь нас поддерживает. А люди ж в большинстве своем все же церковь «уважает». Но так, издалека.

Читайте также:

Впервые часть белорусских православных будет отмечать Рождество 25 декабря по новому стилю

«Дугин «задвигал» всегда немного не православные вещи». Православный богослов рассказал о Дугине, Гордуне, видеоигре и «Королевстве Иисуса»

Священник Лемешонок призвал желающих поскорее переезжать в Беларусь, так как скоро сюда приедет «вся Европа» и места может не хватить

Провластный священник ответил, что делать, если твоя невеста онлифанщица

Nashaniva.com

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
31
Панылы сорам
2
Ха-ха
7
Ого
7
Сумна
3
Абуральна
3
0
Праўда/ответить/
29.12.2023
Проста гэта “класіка”, таму і ўжываецца дагэтуль. А так то цяпер ролю царквы для тутэйшых адыгрываюць расейскі тэлевізар ды рунецік. Галоўнае, на выхадзе тое ж самае: ардынства ды халопства. 
29.12.2023
не надо НЕдооценивать роль церкви....
Православие это не только и не столько посещение церковных зданий ("храмов") - это особоя СИСТЕМА МИРОВОЗРЕНИЯ...
Очень спецефическая.... Никто не заметил как православные спрашиваеют про веру? Ты христианин или католик? Или может не дайбоже працистант?   Т.е. ВСЕХ остальных христиан они таковыми НЕ считают + особое чисто византийское, холуйское отношение к власти. Это отношение воспринимается народом как что то сабой разумеющеся. Не дай боже ксендз будет замечен в каких то отношениях с местными или не местными властями. Капец ему. А поп... Ну это же.... ну этаж поп... ему МОЖНО...
0
Рацыя/ответить/
29.12.2023
Праўда, усё так. Яшчэ “слова пісюна”, фээсбэшныя яндэксі, укантакце, іх папса, расейскія блогеры і гд, роля ў якіх такая ж самае як і ў рпц - прасоўваць расейсшчыну, рашызм ды руzкі мір.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031