Найти
08.02.2024 / 22:417РусŁacБел

Зачем «Мерзкий Кокобай» рекламирует выставку пропагандистов? Кажется, государство нашло новый способ нормализовать блогеров

В начале 2024 года стало известно, что белорусских блогеров, которые публикуют на своих страницах рекламу, хотят включить в специальный реестр. А среди самих блогеров начались разговоры, что госорганы смогут использовать их в своих целях. CityDog.io решил разобраться, что происходит.

Доносы, тюрьма, запреты: в 2023 году белорусским блогерам приходится не сладко — и, кажется, это не конец

Если помните, в 2023 году многие белорусские блогеры столкнулись с давлением силовиков и пропагандистов. Например, одна из таких историй произошла в июле: популярного ютубера Дмитрия Сивчика (он же Дим Димыч), у которого 2 миллиона подписчиков в TikTok, гродненская пропагандистка Ольга Бондарева обвинила в скрытой «пропаганде ЛГБТ». Ее основная претензия была в том, что парень в своих роликах появляется в одежде розового цвета.

Свои жалобы пропагандистка написала в МВД, Министерство образования и Министерство торговли. После этого товары с рекламной интеграции инфлюенсера и «Евроопта» были сняты с продажи. А в ноябре на своей странице в Instagram (в TikTok тоже) парень опубликовал пост, в котором сообщил, что Дим Димыч уходит навсегда. При этом он снял с себя розовую одежду и сжег ее. С этого момента лента блогера разделилась на «до» и «после».

В конце сентября под огнем критики оказался и Павел Крамар (он же Koko.by). Белорусский пропагандист Никита Рачиловский завел свой телеграм-канал и написал публичный донос на известного фуд-блогера за то, что тот якобы в 2020 году поддерживал протесты и выступал «с критикой в адрес нашего президента».

После этого блогер удалил свой аккаунт в Twitter и поставил красно-зеленый флаг в инстаграме. А в последнее время на его странице в телеграме стали периодически появляться посты на гостематику: например, новости об учрежденном в Беларуси государственном знаке качества, обзорной площадке в Национальной библиотеке и фотовыставке провластного информагентства БелТА. Такие сообщения очень выбиваются из общего контента блогера.

В конце 2023 года блогера Анну Бонд задержали силовики и посадили в печально известный изолятор на Окрестина, блогера Ларису Грибалеву также задерживали, но отпустили. По неподтвержденной информации, им запретили вести коммерческую деятельность. То есть, зарабатывать на рекламе блогеры сейчас не могут.

А в начале января стало известно, что в закон о рекламе были внесены поправки, касающиеся всех, кто планирует размещать в интернете рекламные посты. Более того, анонимный источник CityDog.io поделилась неподтвержденной информацией: как только эти поправки вступят в силу, белорусским блогерам по требованию госорганов придется размещать на своих площадках социальную рекламу. Например, новой пропагандистской выставки БелТА или большого фоторепорта с Дожинок. Почему бы и нет?

Закон о рекламе: блогеров заставят делать все, что прикажет государство?

В начале января 2024 года на Национальном правовом интернет-портале были опубликованы поправки, внесенные в закон о рекламе.

Самое главное нововведение — теперь каждому ипэшнику или организации, которые планируют размещать какую-то рекламу, нужно зарегистрироваться в реестре распространителей рекламы. В противном случае такая деятельность будет считаться незаконной. Нововведение вступит в силу в середине июля 2024 года.

Стоит отметить, что реестр существует с 2022 года. Его можно найти на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Но сейчас в него внесены в основном СМИ, организации, частные предприятия и некоторые ИП (их пока совсем немного).

По словам анонимного источника CityDog.io, среди блогеров Минска курсирует информация: мол, попав в реестр, инфлюенсеры обязаны будут размещать информацию от госорганов, например информацию о госпраздниках и других важных для страны мероприятиях и датах. Об этом говорят те, кто уже обращался в министерство.

С официальными источниками эта информация немного расходится. После того как поправки в закон О рекламе были опубликованы, на сайте МАРТ появился комментарий по поводу основных нововведений. Вот что говорит ведомство:

«Для рекламораспространителей вводится обязанность обеспечивать по требованию государственных органов размещение на принадлежащих им средствах наружной рекламы социальной рекламы государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности».

Здесь необходимо разобраться, что такое наружная реклама. По закону, это реклама, размещаемая с помощью средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий, вне зданий и в подземных переходах. Это могут быть афиши, вывески, рекламные щиты, электронные табло, кронштейны и прочее. А поскольку блогеры размещают рекламу в интернете, все перечисленное не имеет к ним отношения.

Зачем наезжать на блогеров? Кому это выгодно?

Как отметил анонимный источник, пока информация, о которой он нам сообщил, существует на уровне слухов, но тут в голову приходит Koko.by, ставший все чаще размещать инфу о госмероприятиях на страницах своих соцсетей.

«Мне кажется, что белорусская власть наконец поняла, что интернет существует. В нем, как известно, есть свои игроки и коммуникаторы, — иронизирует доктор филологических наук и медиаэксперт Ирина Сидорская. — Сегодня нельзя работать с белорусской аудиторией только через телевидение или печатные СМИ. Существуют блогеры и ютуберы, о деятельности которых режим еще давно должен был позаботиться.

В феврале 2024 года в Беларуси состоятся парламентские выборы. Для меня не удивительно, что именно сейчас происходит более усиленный контроль информационного пространства. Власти пытаются выявить тех блогеров, на которых они могут рассчитывать и опираться. Соответственно, дальше они попытаются нейтрализовать тех, кого не смогут использовать».

Читайте также:

«ПМС — это не выдумка, которой женщины прикрывают свой характер». Разбираемся, что такое ПМС с точки зрения психологии (и как помочь себе и окружающим)

Узнали у беларусов, хватает ли им денег до зарплаты. «Каждый раз, когда залезаю в заначку, мне тревожно и неприятно»

Nashaniva.com

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
2
Панылы сорам
12
Ха-ха
5
Ого
2
Сумна
2
Абуральна
22
6
План-капкан/ответить/
09.02.2024
Віленчук, вы там у эмiграцыi з дуба рухнулi. Ага, па планах апазiцыяных лiдараý замежжа да 2020 года, нават частка санцый што ýжо прынята павiнна была зрынуць Лукашэнку, яны а такiх санкцыях як зараз нават i не марылi. Але пакуль усё iдзе хутчэй па сцэнары Паýночнай Карэi якая ýся абложаная гэтымi санкцыямi. Вашыя заходнiя санкцыi непараýнальна менш страшныя чым унутраныя санкцыi з боку рэжыму да простага беларуса за штосцi не тое ý межах Беларусi. Можа вы не разумееце але хтосцi ý Беларусi не за кратамi сядзець хоча, а па просту жыць нават пры цяперпшнiх умовах, хоць i як iх бацькi у СССР. Можаце з Вiльнi прыехаць i паказаць нам простым людзям (не барацьбiтам да костнага мозгу) як вы ý Беларусi будзеце шатаць рэжым. А то санкцыi, санкцыi, гэта ýжо не цiкава з боку замежжа чуць. Не вельмi гэтыя санкцыi працуюць.
1
А розніцы?/ответить/
09.02.2024
І чым кантэнт блогераў з рэкламай прапагандысцкіх выстаў, святаў і фотарэпартажамі з Дажынак адрозніваецца ад кантэнту "Нашай Нівы"? Апошняя схітрылася нават у гэтым матэрыяле прарэкламаваць разам з "доктарам філалагічэскіх навук" нейкія "выбары".
2
Максим Дизайнер/ответить/
09.02.2024
Читал репортаж Кокобая про этот центр. Никакой пропагандой там и не пахнет. Если только не считать пропагандой стол из массива местного производства за жалкие 100 баксов. Поел драников, домашнего колхозного хрючева, пофоткал, похвалил, Кокобаю нравится отечественная кухня.
Показать все комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930